Православный календарь

Полезные ссылки


слово к родительской субботе

Как приготовиться к вечной жизни

 

Протоиерей Димитрий Смирнов, затрагивая в своем эссе тему смерти, не только объясняет смысл понятия «вечной жизни», но и говорит о том, как каждый настоящий христианин должен готовить свою душу к переходу в нее. Что для нас по-настоящему важно? И почему не стоит впадать в уныние, вспоминая умерших родных?

Когда мы поминаем усопших или совершаем отпевание, то читаем Евангелие от Иоанна, в котором есть такие слова Господни: Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5, 24). Каждый из нас уже примерно с четырех лет начинает задумываться о смерти, а пройдет совсем немного времени, и всех нас уложат в гроб. И хотя думать об этом не очень весело, но необходимо отдавать себе отчет в том, что это вещь совершенно неизбежная и поэтому думать о ней нужно. Древние даже говорили: memento mori – помни о смерти. И помнить о смерти нужно не для того, чтобы впадать в уныние или в панику, а для того, чтобы к этому подготовиться.

 

Поэт сказал: «Нет, весь я не умру». Он, конечно, подразумевал свое творчество, но, в общем-то, здесь имеется в виду прежде всего наша бессмертная душа. Умрет тело, умрет язык. Но душа человека будет продолжать любить тех людей, которых любила, будет страдать от тех страстей, которыми была наполнена при жизни, и будет продолжать скучать по всему тому, чем она жила.

 

Конечно, всякий человек инстинктивно старается продлить свою жизнь, уклониться от смерти. И чем старше человек, тем больше он недоволен врачами, потому что считает, что его можно бесконечно лечить. Как старый автомобиль: починил – поехал, опять сломался – опять починил, и так без конца. Нет! Придет такой момент, когда чинить будет уже бесполезно. Врачи говорят: можно, конечно, сделать операцию, но выдержит ли сердце? А человек надеется. На что? На то, что, может быть, проживет еще месяц или даже год. Но ведь это уже не принципиально! Что ты хочешь сделать за этот год? Достроить баню на даче? Или посмотреть, какая будет в следующем году передача на Новый год? Что ты так изо всех сил хочешь продлить? Нет, человек просто хочет отодвинуть от себя самую главную проблему.

Потому что мы все прекрасно чувствуем, что жизнь наша очень коротка. Настолько коротка, что даже если нам много чего удается сделать, все равно это очень малая часть из того, что нам хотелось бы. Очень быстро жизнь проходит, и мы становимся седыми, лысыми, старыми, иногда даже глупыми, не замечая этого сами. Мы возмущаемся: «Что ты кричишь?!» – «Как “что кричишь”? Да потому, что ты глухой, вот тебе все и кричат». Но человеку не хочется признаться в том, что уже глуховат, что плохо видит, плохо соображает. Ему все кажется, что он по-прежнему 25-летний. А лет уже не 25, а 75, и все по-другому.

Господь говорит совершенно о другом, и даже не о жизни души. То, что душа бессмертна, это знают все, но все-таки жизнь души – это не жизнь вечная. Человеческая душа – это не человек, это только его часть, хотя и очень важная. Поэтому христианство основано на Воскресении Христовом. Первым воскрес Христос, и придет час, когда воскреснут все умершие. Поэтому на стене нашего храма написан даже Символ веры, чтобы каждый человек, если еще не знает, мог прочитать: чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

Православная Церковь живет ожиданием воскресения. Поэтому даже когда мы отпеваем человека, мы читаем Апостол и Евангелие, где говорится – не скорбите, братья, наша разлука временная, мы встретимся с душой этого человека. Когда мы с вами будем умирать, к нашему одру придут души умерших до нас, обычно родственников. Я много раз в своей жизни видел, как умирающий начинает беседовать с теми, кто какое-то время назад уже умер, а потом он как бы возвращается и продолжает общение с теми, кто в этой комнате. Хотя людям, не знакомым с этим, кажется, что умирающий начинает уже заговариваться. Или говорят: это он меня перепутал со своей мамой. Да ничего он не перепутал! Просто мама действительно пришла, и они разговаривают.

Да, мы воскреснем все, но одни воскреснут в жизнь вечную, а другие в смерть вечную. Это не значит, что их не будет, что они исчезнут – многие люди мечтали бы исчезнуть. Бытие человека может быть столь ужасно, что он смерть будет считать избавлением. Так многие, которых приговорили к пожизненному заключению, мечтают о том, чтобы их расстреляли. Опять же надеясь, что его расстреляют – и его не будет. Нет, будешь! И будешь все помнить, и будешь страдать, и будешь хотеть, просто исполнить свои желания будет невозможно.

Жизнь вечная – это не просто жизнь. Это жизнь с Богом. Потому что жизнь вне Бога, по слову Господа, это вообще не есть жизнь. Поэтому Христос и пришел на землю: чтобы каждый человек имел возможность соединиться с Богом. Бог для человека непознаваем, потому что это совершенный Дух, а человек живет во плоти, Бог – свят, а человек грешен, поэтому между человеком и Богом – пропасть. Как небо от земли, а тут лучше сказать: как Царство Небесное от преисподней, так и Бог далеко отстоит от человека. Поэтому Господь, Отец Небесный, посылает в мир Единородного Сына Своего, Иисуса Христа, Который становится человеком, чтобы каждый мог понять, почувствовать, осязать человека Иисуса Христа и через Него познать Отца Небесного.

В Иисусе Христе для нас содержится тайна жизни вечной. Если мы с Ним соединимся в течение нашей жизни, то мы достигнем жизни вечной, или еще это называется «спасение». Спроси любого: «Хочешь ли от смерти перейти прямо в жизнь вечную?» – «Ну да, вроде хочу». – «Но для этого надо слушать слово Божие». – «А что это такое?» И оказывается, что множество людей, даже считающих себя верующими, за всю жизнь ни разу не удосужились прочитать слово Божие. Так вот, главная наша подготовка к жизни вечной должна заключаться в том, чтобы постараться услышать, а что же говорил Иисус Христос, Который с небес сошел, чтобы нас спасти, чтобы дать нам жизнь вечную?

Нам интересно, какая будет погода, какое давление, кто с кем развелся, кто женился, на сколько завтра пенсию нам урежут или телефонные разговоры поднимут в цене. Это все интересно. Но сколько тебе осталось на этой земле по телефону разговаривать? Восемь лет, одиннадцать, два или к августу уже кончатся все наши телефонные разговоры? Всё кончится: прописки, пенсии, лекарства, воспитание внуков кончится. А за это время хотя бы Евангелие можно было прочитать? Может быть, даже что-то такое и понять, и почувствовать, может быть, успеть что-то даже и изменить в своей жизни. Может, не все и не радикально, но хоть какой-нибудь шаг навстречу Богу сделать, чтобы Он увидел: да, человек не просто повинуясь своим чувствам придет в церковь, свечку поставит, не понимая: в чем смысл?

Во всем должен быть смысл. Мы ведь не бессмысленные животные. Нам же Господь дал разум. А у большинства людей так: придут в храм, постоят, почувствуют что-то: то успокоятся, то взволнуются – и дальше. А голова в этом вообще не участвует. А ведь здесь что-то поют, что-то говорят, все здесь имеет смысл. Необходимо сделать хоть какой-то шаг, чтобы для души это стало понятным, чтобы всё это приобрело для нас пользу именно душевную, именно в свете вечности.

В чем смысл того, как мы поминаем на молитве усопших? Каждый из нас это осмыслил? А надо осмыслить. Потому что пройдет еще немного времени – и мы тоже будем усопшие. Вот ты пришел поминать усопших – как хорошо! Они радуются, что мы помним о них и молимся за них, – значит, ты это вроде понимаешь.

И кто же будет думать о нашей собственной душе, как не мы сами! А мы этого не делаем, мы живем по какой-то тупой инерции, по заведенному обычаю, как принято, как люди скажут, так вот в этом болоте и барахтаемся. Но нужно немножко проявлять и собственной инициативы, потому что, может быть, слышали, что под лежачий камень вода не течет. И Господь насильно нас спасать не хочет, спасает свою душу только тот, кто хочет ее спасти.

Конечно, Господь каждому, кто хочет, помогает безмерно. Так помогает, что можно сказать, что человеку практически ничего для этого не нужно, Господь Сам все сделает. Он даже имя Себе такое избрал, потому что Иисус по-еврейски значит Спаситель. Для того, чтобы никто не сомневался: хочешь спасти свою душу? – обратись к Господу Иисусу Христу. А как обратиться? Через Евангелие, через Церковь. Другого пути нет, этот – единственный. Потому что не люди же придумали Церковь. Церковь, в которой мы сейчас находимся, не люди основали, а Сам Господь Иисус Христос. За это время, 2000 лет прошло, рухнуло на этой земле очень много. Исчезли целые культуры, языки превратились в мертвые, на них никто не говорит, исчезли целые империи. А Церковь – как стояла, так и стоит. Так она и будет стоять. Все равно, если даже будет плохо и бедно: нет хоров – сами себя в хоре поставим, петь научимся, будем Бога прославлять, как умеем. Иконы все отнимут, пожгут, как уже было, – новые напишем. Может, не как Андрей Рублев и Феофан Грек, может быть, похуже. Но пройдет пять, десять лет – смотришь, иконописная школа возникнет, и начнем писать иконы, и, может быть, всё лучше и лучше. А если храмы опять закроют, склады сделают, купола посшибают – ничего, в лесу соберемся. Ведь не в этом дело, Церковь все равно останется, Церковь не в бревнах, а в ребрах, как древние говорили, Церковь – там, внутри человека. Это идет от Иисуса Христа, и мы через Церковь можем к Нему придти. Только нужно идти!

Утром встал, задумался: вот солнце сияет, утро, мне Господь подарил еще один день, зачем он мне дан? Затем, чтобы я всю посуду перемыл и все перестирал? А вот представим себе, что нам скажут: ты сегодня вечером умрешь. Будешь продолжать стирать? Тратить на это время? Но ведь если сегодня помрем, завтра без нас все перестирают. Может быть, все-таки душой займемся? Самое главное, что у нас есть – это наша душа. И вот об этом нужно нам помнить и думать в первую очередь. А остальное потом. Потому что телесная наша жизнь скоро будет в прошлом, а вот жизнь нашей души – это всегда будет, это в вечности.

протоиерей Димитрий Смирнов